Требования и критерии оценивания знаний студентов

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Положение о модульно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов разработано согласно рекомендации Министерства образования и науки Кыргызской Республики «О внедрении модульно-рейтинговой технологии в систему профессионального образования».

Положение устанавливает порядок рейтингового контроля и систему оценки успеваемости студентов Кара-Балтинского медицинского колледжа

( далее- КБМК).

Преподаватель обязан на первом занятии по дисциплине ознакомить студентов с настоящим Положением.

1.2. Модуль – элемент образовательной программы, посредством которого осуществляется планирование и реализация учебного процесса. Модуль является дидактическим средством обучения, включает целевой план действий, блок учебной информации, имеющий логическую завершенность относительно формируемых компетенций, и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Модули формируются как автономные структурные единицы:

 учебной дисциплины (дисциплинарные рейтинги);

 разделов из разных дисциплин, направленных на формирование определенной компетенции (междисциплинарные модули).

1.3. Целью внедрения рейтинговой системы является:

— повышение качества обучения за счет интенсификации учебного процесса, активация работы преподавательского состава и студентов по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения;

— осуществление регулярного контроля и рейтинговой оценки качества обучения студентов при освоении ими основной образовательной программы по специальности.

1.4. Задачи рейтинговой системы:

— повышение объективности оценки знаний, умений и навыков студентов преподавателями за счет высокой дифференциации баллов и выработки четких параметров контроля выполнения студентами учебной работы;

— повышение уровня организации образовательного процесса;

— повышение качества подготовки и развитие самостоятельности и ответственности будущих специалистов.

1.5. Контроль знаний студентов по учебной дисциплине в семестре осуществляется в трех уровнях:

1 уровень – текущий контроль;

2 уровень —  рубежный контроль;

3 уровень – промежуточный контроль.

Текущий контроль (ТК) – результаты оценивания всех обязательных видов аудиторной и внеаудиторной работы студентов, выраженные в баллах, в период изучения дисциплины.

Рубежный контроль (РК)- осуществляется по более или менее самостоятельным разделам — учебным модулям курса и проводится по окончанию изучения материала модуля в заранее установленное время. Рабочие программы учебных дисциплин разбиваются на модули.

Промежуточный контроль (ПК)  — это зачет и/или экзамен в сессионный период по дисциплине в целом.

Промежуточный контроль по дисциплинам учебного плана проводится в устной форме, в письменной форме и в форме компьютерного тестирования.

По дисциплинам специализаций учебного плана промежуточный контроль проводится по выбору преподавателя в устной или письменной форме.

Итоговый рейтинг по дисциплине (ИРД) определяется по результатам итогового контроля (ИК) и представляет собой итоговую сумму баллов, полученную студентом по результатам изучения всех модулей дисциплины, включая баллы, полученные при сдаче экзамена или зачета. ИРД состоит из баллов по текущему, промежуточному и итоговому рейтинг-контролю.

2. Организация учебного процесса

2.1.Количество модулей в семестре определяется объемом аудиторных часов:

Количество модулей в семестре Количество модулей
До 36 часов 1
От 37 до  72 часов 2
От 73 часов и выше 3

 

2.2. Исходя из количества модулей в рабочей программе составляется технологическая карта дисциплины, где указывается объем лекционных, практических часов, СРС и других форм дисциплины.

 

3. Содержание рейтинговой системы оценки успеваемости студентов

3.1. Контроль знаний студента производится в течении семестра.

3.2. Рейтинговая оценка знаний студентов по каждой учебной дисциплине

независимо от ее общей трудоемкости определяется по 100-балльной шкале в каждом семестре и включает текущий, рубежный и промежуточный (итоговый) контроль.

4.2. Распределение баллов рейтинговой оценки между видами контроля

устанавливается в следующем соотношении:

Форма

промежуточной

аттестации

 

Количество баллов

 

Текущий

контроль

 

Рубежный

контроль

 

Промежуточный

контроль

Сумма баллов

 

Экзамен 40 20 40 100

 

         

 

4.3.  По каждому модулю устанавливается перечень обязательных видов работы студента, включающий: посещение лекционных, практических (семинарских, лабораторных) занятий; ответы на теоретические вопросы на семинаре; решение практических задач и выполнение заданий на практическом занятии; выполнение лабораторных работ; выполнение контрольных работ; написание рефератов; участие в коллоквиумах по отдельным темам; тестирование по теме (группе тем); другие виды работ, определяемые преподавателем.

Каждый дисциплинарный модуль должен завершаться определенной формой контроля для оценки степени усвоения учебного материала и получения рейтинговой оценки качества усвоения учебного материала.

4.4. Формами текущего контроля могут быть:

  • тестирование (письменное или компьютерное);
  • выполнение индивидуальных домашних заданий, рефератов ;
  • работа студента на практических (семинарских) занятиях;
  • различные виды коллоквиумов (устный, письменный, комбинированный,

экспресс и др.);

  • контроль выполнения и проверка отчетности по лабораторным работам;
  • рейтинг поощрительный (до 10 баллов).

Возможны и другие формы текущего контроля результатов, которые

определяются преподавателями  и фиксируются в рабочей программе

дисциплины.

Текущий контроль проводится в период аудиторной и самостоятельной работы студента в установленные сроки по расписанию.

4.5. Рубежный контроль проводится с целью определения результатов освоения студентом модуля в целом и возможного добора баллов, планируемых в ходе текущего контроля. В качестве форм рубежного контроля учебного модуля можно использовать:

  • тестирование (в том числе компьютерное);
  • собеседование с письменной фиксацией ответов студентов;
  • контрольную работу;

Возможны и другие формы рубежного контроля результатов.

4.6. Промежуточный контроль по дисциплине (сессия) может проводиться в следующих формах:

  • экзамен;
  • зачет (дифференцированный зачет).

4.7. В случае, если студент сдает какое-либо из контрольных мероприятий позже установленного срока, преподаватель может снизить максимально возможное количество баллов за данный вид контроля на 5% за каждую неделю просрочки.

В случае, если студент не сдал какие-либо из контрольных мероприятий в срок по уважительной причине, подтвержденной документально, преподаватель должен предоставить ему возможность выполнить указанные мероприятия. Сроки ликвидации возникшей задолженности устанавливаются преподавателем, исходя из общего количества дней, пропущенных по уважительной причине.

4.8. Преподавателю предоставляется право поощрять студентов за активность (участие в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах, активная работа на аудиторных занятиях, публикации статей, выполнение заданий повышенной сложности и т.д.) проставлением поощрительных баллов в количестве, не превышающем 10 баллов за семестр. Поощрительные баллы не входят в сумму 60 баллов за текущий и промежуточный контроль (для дисциплин, завершающихся экзаменом), а прибавляются к ним.

4.9. Посещение лекционных и практических (семинарских, лабораторных) занятий оценивается в суммах до 6 и 10 баллов соответственно, однако эти баллы являются штрафными и вычитаются преподавателем из набранных студентами баллов в ходе текущего и рубежного контроля по следующей схеме:

  • за пропуски лекционных занятий

за 25 % пропусков вычитается 1 балл

за 50 % пропусков вычитается 4 балла

за 75 % пропусков вычитается 6 баллов

за 100 % пропусков — студент не допускается до итоговых испытаний

  • за пропуски практических (семинарских, лабораторных) занятий

за 20 % пропусков вычитается 2 балла

за 40 % пропусков вычитается 5 баллов

за 50 % пропусков вычитается 7 баллов

за 75 % пропусков вычитается 10 баллов

более 75 % пропусков — студент не допускается до итоговых испытаний.

4.10. При наличии у студента пропусков лекций и практических (семинарских, лабораторных) занятий преподаватель, не выясняя их причин, обязан исключить из рейтинга соответствующие баллы. Контроль посещаемости занятий и определение причины пропуска (уважительная или неуважительная) возлагается на заведующих отделениями. В случае признания причины пропуска уважительной (например, в случае болезни, участия в научных, культурно-массовых, спортивных или общественных мероприятиях различного статуса), учебная часть  добавляет баллы, которые

были вычтены за пропуски лекционных и практических (семинарских) занятий из рейтинга.

4.11. При оценке семестровой работы студента не допускается использование

отрицательных баллов или снижение баллов, уже набранных студентом на настоящее время, кроме случая снижения баллов за непосещение занятий.

4 .12. При планировании и выставлении баллов за все виды контроля допускается использование только целых чисел.

4.13. Если по дисциплине формой итогового контроля является экзамен и студент по итогам текущего и рубежного контроля набрал не менее 45 баллов, преподаватель имеет право с согласия студента выставить ему оценку «удовлетворительно» без его участия в процедуре экзамена. В случае несогласия студента с оценкой, он сдает экзамен по дисциплине на общих основаниях. Тогда для выставления оценки «хорошо» необходимым условием, кроме получения в общей сумме более 60 баллов, является

также получение студентом не менее 15 баллов из 40 возможных за итоговый контроль в ходе процедуры экзамена, а для выставления оценки «отлично» необходимым условием, кроме получения в общей сумме более 80 баллов, является также получение студентом не менее 20 баллов из 40 возможных за итоговый контроль в ходе   процедуры экзамена.

Если по дисциплине формой итогового контроля является экзамен и студент по итогам текущего и рубежного контроля набрал не менее 60 баллов, преподаватель имеет право с согласия студента выставить ему оценку «хорошо» без его участия в процедуре экзамена. В случае несогласия студента с оценкой, он сдает экзамен по дисциплине на общих основаниях. Тогда для выставления оценки «отлично» необходимым условием, кроме получения в общей сумме более 80 баллов, является также получение студентом не менее 20 баллов из 40 возможных за итоговый контроль

в ходе процедуры экзамена.

Если по дисциплине формой итогового контроля является экзамен и студент по итогам текущего и рубежного контроля набрал не менее 70 баллов (при условии проставления преподавателем 10 поощрительных баллов), преподаватель имеет право с согласия студента выставить ему оценку «отлично» без его участия в процедуре экзамена.

Согласие студента выражается путем предоставления зачетной книжки для

внесения результатов аттестации по дисциплине.

Студент, набравший по итогам текущего и рубежного контроля менее 35

возможных баллов или пропустивший более 75 % практических (семинарских, лабораторных) занятий, до экзамена по данной дисциплине не допускается. В этом случае он изучает не освоенные им темы, выполняет соответствующие задания  в сроки, установленные учебной частью для ликвидации задолженностей.

Баллы, полученные таким образом, прибавляются к количеству баллов, набранных студентом в семестре.

4.14. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля, порядок

начисления баллов и фонды контрольных заданий для текущего контроля

разрабатываются в предметно-цикловой методической комиссии,  исходя из специфики дисциплины, оформляются в виде рейтинг-плана дисциплин и утверждаются на заседании ПЦМК.

4.15. Устанавливается следующая градация перевода оценки из многобалльной в четырехбалльную:

Экзамены:

  • отлично — от 80 до 110 баллов (включая 10 поощрительных баллов),
  • хорошо — от 60 до 79 баллов,
  • удовлетворительно — от 45 до 59 баллов,
  • неудовлетворительно — менее 45 баллов.

Зачеты:

  • зачтено — от 60 до 110 баллов (включая 10 поощрительных баллов),
  • не зачтено — от 0 до 59 баллов.

4.16. Заведующие отделениями под руководством учебной части  в течение семестра регулярно (2-3 раза) проводит срезы текущего рейтинга студентов с ознакомлением студентов с данными их текущего рейтинга.

4.17. Данные об итоговой сумме баллов за текущий и рубежный контроль, а также сумма поощрительных баллов вносятся заведующими отделениями  в итоговую зачетную ведомость или экзаменационную ведомость с одновременным указанием о допуске / недопуске студента к зачету или экзамену. Преподаватель выставляет баллы на экзамене (от 0 до 40 баллов),

суммирует их с баллами, набранными студентом в ходе семестра, и переводит оценку из многобалльной в четырехбалльную.

4.18. Итоговая сумма баллов за текущий и рубежный контроль по каждому

предмету, а также сумма поощрительных баллов (промежуточный рейтинг) должна быть подсчитана преподавателем и доведена до сведения студента в срок до начала зимней и летней сессий.

4.19. Все виды практик (учебная, производственная) учитываются отдельно. Максимальная сумма баллов по практикам устанавливается в 100 баллов, из которых 60 баллов отводятся на контрольные мероприятия, выполняемые в ходе практики, а 40 баллов – на промежуточный контроль, который сводится к оценке качества отчетной документации студента и собеседованию группового руководителя со студентом (таблица ).

Оцениваемые виды деятельности по практикам

Наименование текущей работы Баллы Показатели при оценке отчета Баллы
Степень выполнения программы практики 0 – 15 Качество выполнения и оформления отчета 0 – 15
Полнота собранного на практике материала 0 – 15 Уровень владения докладываемым материалом 0 – 15
Уровень ознакомления студента с вопро- сами организации и управления производством 0 – 10 Другие показатели с учетом специфики производства и вида практики 0 – 10
Наличие творческого подхода 0 – 10
Другие показатели с учетом специфики производства и вида практики 0 – 10

 

Промежуточный контроль является обязательным для получения зачета по всем видам практик. При этом студент, не набравший в ходе практики 40 баллов, не допускается к промежуточному контролю. Студент, получивший меньше 10 баллов за отчетную документацию, также не получает зачет по практике.

 

  1. Порядок отчисления из колледжа по результатам рейтингового контроля, отработки и перезачета контрольных мероприятий

4.1. Студенты колледжа, имеющие менее  35 баллов  к началу промежуточной аттестации по трем и более дисциплинам (практикам),   подлежат к отчислению из колледжа. Докладные  об отчислении таких студентов представляются заведующими отделениями в установленном порядке в первый день (по утвержденному графику учебного процесса в текущем семестре) экзаменационной сессии.

4.2. Студенты, не набравшие по одной или двум дисциплинам баллы, необходимые для допуска к промежуточной аттестации и получившие неудовлетворительную оценку в ходе сессии соответственно по двум или одной дисциплине (т.е. при наличии трех задолженностей), подлежат отчислению из колледжа.

4.3.Студентам, не набравшим по одной или двум дисциплинам баллы, необходимые для допуска к промежуточной аттестации по данным дисциплинам (при общем числе задолженностей за семестр не более двух), устанавливается срок отработки рейтинговых контрольных заданий, получения зачета и сдачи экзамена продолжительностью 1(один) месяц со дня начала нового семестра. При этом допускается замена нескольких рейтинговых контрольных заданий одним заданием (с большим охватом материала).

4.4. Студенты, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточный контроль по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые колледжом. Для проведения промежуточного контроля во второй раз  создается комиссия.

4.5. График пересдач промежуточного контроля составляется учебной частью и утверждается  директором колледжа. График пересдач доводится до подразделений,  обеспечивающих пересдачу промежуточного контроля, преподавателей и студентов, допущенных к пересдаче, не позднее, чем за неделю до начала пересдачи промежуточного контроля.

4.6. Студент допускается к пересдаче промежуточного контроля только с разрешения учебной части.

4.7. Неявка студента на пересдачу промежуточного контроля без уважительной причины приравнивается к получению неудовлетворительной оценки.

4.8. Не ликвидировавший академическую задолженность в установленные сроки студент представляется к отчислению из колледжа.

4.9. Неявка студента на рубежный контроль в установленный срок оценивается нулевым баллом. Студенты, пропустившие по уважительным причинам рейтинговые мероприятия по первому этапу (1/2 семестра), могут их отрабатывать в течение 10 календарных дней после завершения этапа выполнения рейтинговых мероприятий. Решение по таким отработкам принимает и дает направление за своей подписью директор колледжа  при наличии заявления студента с объяснением причины неявки на рейтинговое мероприятие и с приложением соответствующих документов (медицинская справка о временной нетрудоспособности с указанием сроков освобождения от занятий,  свидетельство о смерти близкого родственника, свидетельство о браке заявителя). По истечению указанных 10 календарных дней в исключительных случаях, при наличии уважительных причин, решение о продлении сроков отработки принимается директором или заместителем директора по учебной работе.

4.10. Во время апелляционных недель (недели, следующие за неделями проведения соответствующих рубежных контролей) допускается пересмотр отдельных заданий по текущему контролю с целью уточнения проставленных по ним баллов.

4.11. Пересдача контрольных мероприятий с целью повышения количества баллов после заполнения в установленные сроки ведомостей текущей успеваемости не разрешается. При наличии времени между проведением контрольного мероприятия и установленной датой заполнения ведомости текущей успеваемости студент может добирать баллы по дисциплине. В последнем случае решение принимает преподаватель по дисциплине (текущий и рубежный контроль).

4.12. Лица, переводящиеся в ходе семестра в колледж из других колледжей, восстанавливающиеся в число студентов, могут быть переведены на индивидуальный график выполнения рейтинговых контрольных заданий.

 

  1. Права, обязанности и ответственность участников образовательного

процесса при применении модульно-рейтинговой системы обучения и оценки успеваемости студентов

5.1. Студенты

Обязаны выполнять все виды работ, предусмотренные рабочей программой по дисциплине.

Имеют право:

— знакомиться с рабочими учебными программами по изучаемым дисциплинам;

— знакомиться со шкалой и критериями оценок;

— получать у преподавателей аргументированные сведения о накопленных суммах баллов по дисциплинам;

— ликвидировать имеющиеся задолженности в утвержденные учебной частью сроки в случае недопуска их к форме итогового контроля (экзамену или зачету).

5.2. Преподаватели

Обязаны:

— разрабатывать рабочую программу по дисциплине в соответствии с требованиями, установленными настоящим положением;

— разрабатывать учебно-методические материалы по дисциплине;

— вносить необходимые коррективы в содержание и методику преподавания

дисциплин;

— сообщать студентам в начале каждого семестра шкалу и критерии оценок по всем видам работ;

— вести журнал успеваемости студентов в рамках рейтинговой системы;

— выставлять в ведомости набранные студентами рейтинговые баллы;

— сдавать сведения о текущем рейтинге в учебную часть и заведующим отделениями по установленному графику.

Имеют право:

— вносить предложения по совершенствованию организации применения и содержанию рейтинговой системы в колледже;

— распределять баллы на текущий и промежуточный контроль по дисциплинарным модулям из общего количества баллов, выделенных на эти виды аттестации.

— принимать участие в обобщении и организации обмена опытом работы по рейтинговой системе.

Несут ответственность за:

— своевременное составление и представление в учебную часть  рейтинг-планов по соответствующим дисциплинам;

— своевременное выставление текущих оценок студентам.

5.3. Заведующие ПЦМК

Обязаны:

— обеспечить разработку и утверждение рабочих программ по дисциплинам в

соответствии с требованиями, установленными настоящим Положением;

— вести учет и контроль ведения СРС;

 — систематически анализировать результаты применения рейтинговой системы.

Имеют право:

— вносить предложения по совершенствованию организации применения и содержанию рейтинговой системы в колледже.

Несут ответственность за:

— своевременное составление рейтинг-планов преподавателями на отделении и цикле — анализ опыта работы по модульно-рейтинговой системе обучения и оценки успеваемости студентов.

5.4. Заведующие отделениями

Обязаны:

— обеспечивать внедрение и реализацию модульно-рейтинговой системы обучения и оценки успеваемости студентов в рамках отделения;

— вести учет рейтинговых показателей студентов отделения по группам;

— информировать студентов об их рейтинговых показателях; обеспечивать гласность всех аспектов реализации модульно-рейтинговой системы обучения и оценки успеваемости студентов;

— контролировать и принимать необходимые меры по строгому соблюдению графика контрольных мероприятий на отделении. Он лично отвечает за своевременное (два раза в семестр) подведение итогов контрольных мероприятий.

Имеют право:

— вносить предложения по совершенствованию модульно-рейтинговой системы обучения и оценки успеваемости студентов.

5.5. Учебно-методическая часть

Обязана:

— разрабатывать инструктивно-методические материалы по рейтинговой системе (положение, инструкции, рекомендации и др.);

— составлять расписание с учетом правильного чередования различных по характеру и сложности занятий;

— осуществлять контроль за разработкой и выполнением рабочих программ по учебным дисциплинам и при необходимости вносят предложения по корректировке выявленных отклонений;

— вести учет и контроль ведения  документации по модульно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов КБМК на всех уровнях структурных подразделений;

— изучать, обобщать и распространять имеющийся опыт оценки успеваемости студентов по рейтинговой системе.

Имеет право:

— вносить предложения по совершенствованию модульно-рейтинговой системы обучения и оценки успеваемости студентов.

 

Принято на заседании педагогического совета КБМК

от 28.02.2018 г. (Протокол №7   )